ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКА ФОТОГРАФИИ

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКА ФОТОГРАФИИ

 В настоящее время фотомастерами ценятся традиционные формы пластически завершенного решения художественных снимков. Но многие фотографы, особенно связанные с журналистикой, отдают предпочтение «выборочной», а не поставленной композиции, моментальным снимкам, производимым по ходу какого-либо события, или снимкам проявлений разного рода отношений между людьми, невзначай, случайно подсмотренных.

 

 Отдается предпочтение формам разомкнутой композиции, с нарушениями принятых ранее правил построения снимка. Допускается эскизность вместо тщательной проработки композиции и рисунка светотени. В кадр вводятся случайно попавшие детали, непосредственно не относящиеся к сюжету. И это не вызывает упреков к автору. Важно не восхитить зрителя внешней красивостью изображения, а убедить его в подлинности ситуации, в достоверности факта, добиться «совмещения» зрительного образа с истинным явлением жизни, уловленным фотографом и показанным зрителям.

 

 Натуралистические детали приобретают теперь смысл и значение, а ранее именно подобные детали не допускались в изображении. Иная случайная деталь оказывается столь нужной, что придает всему сюжету эмоциональность, возбуждает в зрителе ассоциативные мысли; снимок может служить лишь наброском образа — зритель своей фантазией, воображением мысленно выращивает из этого зерна развернутый образ.

 

 Однако нельзя полагать, что техника съемки по ходу какой-либо бытовой сцены, развивающейся во времени, непременно означает фотографирование людей врасплох. Так бывает часто, но не всегда. То, что достигается своеобразной «охотой с камерой» за сюжетами, становится делом профессионального умения. Редкий зритель и даже знаток фотографии отличит подлинный «документ жизни» от снимка, выполненного иногда с режиссерским вмешательством, пусть незначительным.

 

 Один из характерных моментов современной творческой фотографии — некоторое смешение в снимках признаков разных жанров. В частности, снимки собственно бытового жанра несут в себе признаки портрета; наоборот, на выставках и на страницах журналов часто встречаются портреты, выполненные в условиях репортажной съемки, а не в ателье или обстановке, приближенной к павильонной.

 

 Портрет, выполненный репортажной техникой съемки — самостоятельный жанр, в котором сильна современная фотография. Опытный фотограф улавливает мгновение, когда человек озаряется присущим его характеру выражением глаз и лица, он принимает непринужденное, не подсказанное никем положение. Знание законов композиции помогает фотографу и в трудных репортажных условиях съемки создавать пластически завершенные портретные снимки.

 

 Бывают снимки, которые не могут быть отнесены к какому-либо из устоявшихся жанров. Фотообъектив останавливает мгновенье, и оно, уловленное в снимке, иногда озадачивает нас неожиданным сопоставлением попавших в кадр разнохарактерных объектов, вызывает нас на размышление. Снимок может запечатлеть и драматическую ситуацию, и нечто иное.

 

 Являясь зримой информацией, фоторепортаж включает в себя и снимки только информирующие, и снимки, представляющие собой более или менее законченные художественные произведения. Компоновка производится как во время съемки, так и путем кадрирования, то есть устранения части изображения для придания снимку более совершенной формы.

 

 Во всем этом сказываются давние и нынешние поиски самостоятельного языка фотографии. В настоящее время не перечесть сюжетов, которые находят воплощение в практике фотографов, пользующихся вольными приемами построения кадров и многообразными возможностями новейшей техники съемки. Ценились — и ценятся в настоящее время — снимки, в которых схватывались выразительные моменты, например, накаленная минута какого-либо мгновенья и т.д. Техника современной фотографии позволяет улавливать такого рода моменты. Но для этого нужна не только опытность, но и острота глаза мастера и творческое видение. Просматривая ленту пленки или файлы с цифровой камеры, он выбирает лучший кадр, который подвергается иногда уточнению, путем отказа от лишних, перегруженных участков изображения. Так появляются безукоризненные по композиции и динамические снимки.

 

 Следует отметить, что в настоящее время критерии оценок подобных снимков несколько изменились. Совершенствующаяся техника облегчила репортажную съемку. Она теряет обаяние новизны. Нет у фоторепортажа и монополии в такой зрительной информации. Телевидение порой быстрее и точнее показывает все фазы события миллионам зрителей. Но ни на экране телевизора, ни в документальном кино не сосредоточишь внимания на каком-то конкретном моменте, например, футбольного матча, где было бы дано как бы обобщенное образное представление о виртуозности и натренированности спортсменов.

 

 Однако в событийном репортаже искусная съемка динамичных моментов перестала быть единственным искомым предметом для создания выразительных снимков. Фотографы и здесь ищут сюжеты, в которых раскрылось бы душевное состояние человека, иногда в процессе действия, иногда же в необычной, непредвиденной ситуации. Всю гамму человеческих чувств способна передавать фотография в репортажных снимках.

 

 Но вопрос о природе эстетического в репортажных событийных снимках и снимках происшествий не нашел еще своего окончательного решения.

 

 Наблюдения над развитием творческой фотографии за последние десятилетия позволяют сделать вывод, что в репортажных снимках фотография все чаще заявляет о себе как о самостоятельной разновидности искусства.

 

 

Автор: Мария Грицай

Владелец статьи: http://www.pochitaj.com/statja/osobennosti-sovremennogo-yazyka-fotografii.aspx?ArticleID=6818

Сайт создан в системе uCoz